Гільдія антикварів України

RSS UA RU

Подiї

27.09.2010

Скрытые издержки обладания прекрасным. Британский опыт

Источник: online.wsj.com
Во что обходится обладание предметом искусства британскому коллекционеру? Таким вопросом задается на страницах Wall Street Journal Тара Лодер-Уилкинсон. Результаты ее изысканий весьма любопытны

«…Три! Продано!» — произнес аукционист и опустил молоток. «Вот удача!» — подумал счастливый обладатель первого в своей жизни произведения искусства. Но бедняга и не подозревал о том, что его ждет в ближайшем будущем.

Многие начинающие коллекционеры не до конца осознают реальный размер трат, связанных с владением произведениями искусства. На это ежегодно может уходить от 1 до 5 процентов от общей стоимости работ, в зависимости от размеров коллекции. Такие данные приводит Анелейн Бруинс (Annelien Bruins), основатель лондонской компании Bruins Private Collections Consultancy. А если вы регулярно покупаете предметы искусства, то должны учитывать транзакционные издержки и налоги, которые могут увеличивать расходы владельца аж до 15 процентов от общей стоимости коллекции в год.

К примеру, в феврале этого года мультимиллионер Лоуренс Графф (Lawrence Graff) приобрел на Christie’s полотно Пикассо «Голова женщины (Жаклин)» за 8,1 миллиона фунтов, вдвое дороже верхнего эстимейта (эта сумма включает комиссию аукционного дома). По самым скромным подсчетам, мистеру Граффу придется выложить 1 миллион фунтов в первый год обладания картиной, включая транзакционные издержки и налоги. Опытный собиратель, он, скорее всего, готов к этим расходам. Чего нельзя сказать о новичках, которых такие суммы могут повергнуть в шок.

Так на что приходится тратиться, когда, казалось бы, основное позади — произведение вы уже купили?

Транзакционные издержки

Если вы покупаете на аукционе, то к продажной цене придется добавить комиссионное вознаграждение аукционного дома (Buyer’s Premium) — от 12 до 25 процентов в зависимости от стоимости работы. Чем дороже работа, тем меньше процент комиссии. На торгах Christie’s и Sotheby’s в Нью-Йорке за работы стоимостью до 50 тысяч долларов придется накинуть еще четверть от цены, от 50 тысяч до 1 миллиона долларов — 20 процентов, а если лот дороже миллиона долларов, то 12 процентов от его цены.

В США и Великобритании покупателю после окончания торгов сверх цены работы и комиссии аукциона придется заплатить еще и налог. Ставки и налоговые базы определяются на разных аукционах по разным схемам и зависят от многих факторов. В странах Евросоюза покупатели не платят налог, зато там действует право следования, по которому художники или их наследники в течение 70 лет после смерти автора произведения имеют право на определенный процент от сумм, приносимых при перепродаже работ. Выполнение этого требования закона обходится покупателю в 0,25–4 процента от стоимости работы (максимальный процент берется с работ стоимостью до 12,5 тысячи евро).

Право следования собираются ввести и в Великобритании после 2012 года, чего очень опасаются лондонские отделения Christie’s и Sotheby’s. По мнению президента европейского отделения Christie’s Юсси Пилкканен (Jussi Pylkkanen), с этим нововведением количество аукционных сделок в Великобритании может заметно уменьшиться.

При заключении частных сделок покупатель нередко обращается за помощью к брокерам, комиссия которых может достигать 10 процентов от суммы сделки. При внеаукционных покупках всегда можно торговаться, тогда как на открытых торгах — торг неуместен.

Страховка

Расходы на страховку могут составить чуть меньше 1 процента от стоимости работы. Такую цифру дает директор компании AXA Art Insurance Ник Бретт (Nick Brett). Причем речь идет о специальном страховании произведений искусства — иной вид страхования не защитит ваши вложения как следует.

Размер страховки определяется множеством факторов, в том числе объемом коллекции, местом хранения и уровнем безопасности. Зависит сумма и от материала: за фарфор, к примеру, могут взять вдвое дороже, чем за картину маслом.

Содержание коллекции

Хорошая рама может стоить до 10 тысяч фунтов. «Рама того же периода, что и картина, может обладать собственной ценностью как самостоятельное произведение», — утверждает эксперт по искусству Сюзанна Гьёрджи (Suzanne Gyorgy) из нью-йоркского Citi Private Bank.

Если работа повреждена, то реставрация тоже потребует денег. Качественное устранение прорыва холста может стоить до 30 тысяч фунтов, как утверждает эксперт по страхованию искусства Ник Бретт.

В помещении, где хранятся работы, должны находиться приборы контроля состояния воздуха. Как полагает Крис Нил (Chris Kneale), директор лондонской компании по обслуживанию произведений искусства Martinspeed, для большой коллекции, занимающей примерно 30 квадратных метров, приборы климат-контроля будут обходиться в тысячу фунтов ежемесячно.

Компания Martinspeed может, конечно, взять произведения на хранение в свои специальные помещения. Неделя пребывания в хранилище картины среднего размера обойдется владельцу в 25 фунтов, однако для особо ценных полотен компания рекомендует приобретать еще дополнительные контейнеры по 1 200 фунтов.

Транспортировка

Чаще всего произведение искусства недостаточно просто положить на заднее сидение машины: оно требует качественной упаковки. Например, чтобы перевезти такую картину, как полотно Пикассо Лоуренса Граффа, понадобится двойной контейнер, минивэн с сигнализацией и двое охранников. В лондонской транспортной компании Hedley’s Humpers владелец заплатит за эту услугу 650 фунтов. Дополнительную безопасность полотну обеспечит машина охраны, следующая за минивэном. Сутки надежной охраны компании G7-Securitas Group обойдутся в 350 фунтов.

Если работу нужно перевезти самолетом, вы можете нанять специального сопровождающего (от 200 фунтов) или обратиться за этой услугой к компании-перевозчику (от 500 фунтов). Кроме того, если вы покупаете за рубежом, вам придется заплатить налог на импорт: в Великобритании это 5 процентов, во Франции — 5,5, а в Швейцарии — до 7,6. В США налога на импорт нет, но есть таможенные пошлины.

Управление коллекцией

Для начинающего коллекционера будет вполне достаточно некоторого количества фотографий и таблицы с описанием картин. Хороший фотограф может взять 700 фунтов за день съемки. Но что касается серьезных собирателей, чьи коллекции достигают нескольких тысяч предметов, то тут понадобится тщательная систематизация.

Специальное программное обеспечение по управлению коллекцией способно хранить информацию о провенансе каждой работы, её стоимости во время покупки, её эстимейте и давать ссылки на соответствующие документы и фотографии. Такие программы могут быть сделаны на заказ за тысячи фунтов, хотя можно установить и готовые за 500–1000 фунтов в год.

С управлением маленькой коллекцией может справиться и кто-то из членов семьи. Но для крупных собраний владельцы нанимают специалистов-администраторов, которые занимаются бумажной работой. Их жалованье зависит от опыта: квалифицированный работник, который будет жить в вашем доме рядом с коллекцией, обойдется в 40 тысяч фунтов в год.

Продажа

Если дело доходит до перепродажи, то тут не обойтись без оценщика, услуги которого могут стоить от 750 до 1 500 фунтов в день. Аукционные дома могут сами произвести оценку, если работа будет продана именно у них. Публикация в каталоге Christie’s будет стоить около 500 фунтов за страницу.

И наконец, аукционный дом возьмет с вас плату за выставление вашей работы на торги. Максимальная ставка — 15 процентов — за произведение стоимостью 3 000 фунтов; с ростом цены ставка будет снижаться, и плату за трехмиллионную работу автор исследования называет и вовсе несущественной.

Материал подготовила Мария Онучина, AI

Источник: online.wsj.com, artinvestment.ru

Специальный комментарий: У русского коллекционера владение работой сопряжено с гораздо меньшими расходами, нежели у его английского коллеги.

В России более распространена практика покупки в галереях, а не на аукционах, поэтому покупатель платит ту цену, о которой он договорился с продавцом, и никаких налогов сверху не существует.

Страхование произведений искусства в нашей стране пока не так распространено. К услугам страховщиков прибегают в основном только при перевозке работы либо тогда, когда картина отправляется на выставку (причем в этом случае страховые взносы обычно платят организаторы выставки).

В зависимости от повреждений картины ее реставрация стоит от 200 до 5 000 долларов, но в любом случае отреставрировать картину в России гораздо дешевле, чем за границей.

Транспортировкой работ занимаются специализированные транспортные компании, расценки которых зависят от условий перемещения. Как показывает практика, стоимость доставки одной работы из Европы в Россию колеблется от 2 до 4 тысяч долларов, причем чем больше работ, тем ниже окончательная цена.

Управление коллекцией обойдется владельцу на 20–30 процентов дешевле, чем в Англии, но если коллекционер захочет сделать выставку своих работ, напечатать полноценный каталог, то в этом случае его затраты могут вырасти до 30–100 тысяч долларов в год.

Продажа коллекции в России через галереи не влечет за собой расходов для владельца: этим займется за определенную комиссию продавец. Обращение к услугам международных аукционов потребует от русского и английского коллекционеров одинаковых затрат.

Егор Молчанов, AI

 

artinvestment.ru