Гільдія антикварів України

RSS UA RU

Подiї

30.09.2010

Биеннале и ярмарки осени 2010 года

Кванчжу, Мурсия и Сан-Паулу – самое интересное на художественной карте в ближайшие месяцы. Русских художников почти никуда не выбрали

12-я Архитектурная биеннале в Венеции, Италия
29 августа — 21 ноября

©  www.labiennale.org

Биеннале и ярмарки осени 2010 года

Тема этого года звучит как «Люди встречаются в архитектуре». Снова после недолгого перерыва выставку курирует архитектор, но впервые куратор — женщина. В 2010-м Кадзуо Седзима в составе дуэта SANAA вместе с Рюэ Нисидзава успела стать и лауреатом Притцкеровской премии. Экспозиция биеннале — 48 проектов в Арсенале и Джардини и 53 национальных павильона. В Российском павильоне (Венеция — последняя биеннале, где осталось представительство по национальным квотам, Сан-Паулу его отменила, о чем см. ниже) представлен проект возрождения Вышнего Волочка под названием «Фабрика Россия», кураторы — Сергей Чобан, Григорий Ревзин и Павел Хорошилов. Просветительская программа в рамках биеннале — «архитектурные субботы» («встречи в архитектуре» с кураторами прошлых биеннале) и спецпрограмма для студенческих групп «Конечный пункт биеннале Венеция. Университеты встречаются в архитектуре».




8-я биеннале в Кванчжу, Южная Корея
3 сентября — 11 ноября

Флагман всех азиатских биеннале в этом году возглавляет известнейший итальянский куратор и критик Массимилиано Джони, совмещающий обязанности куратора специальных выставок Нового музея в Нью-Йорке и художественного директора Фонда Труссарди в Милане.

Тема биеннале — «10 тысяч жизней», представлены произведения 134 художников из 32 стран. Формулировка темы одновременно напоминает о переизбытке изображений в современном мире и отсылает к одноименной поэме корейского поэта Ко Уна. Биеннале в Кванчжу была учреждена в 1995 году в память о восстании 18 мая, случившемся тридцать лет назад. Ко Ун был среди участников событий 1980 года. В тридцати томах, работа над которыми заняла тридцать лет, Ко Ун создал словесные изображения всех, с кем ему приходилось встречаться.

Джони выстроил биеннале как тематическую музейную экспозицию, включив в нее наравне с произведениями разного времени различные культурные артефакты. Акцент сделан на фигуративное искусство и изображение человеческого лица. Отчасти это попытка выйти за пределы биеннале как рыночной презентации творчества молодых художников, отчасти — желание сделать выставку более доступной зрителю.

У биеннале явно огромный бюджет. Среди прочего представлены работы следующих художников — очень много классиков, и в том числе даже чемпионов рынка, чего биеннале обычно избегают: Павел Альтхамер, Томас Байрле, Гленн Браун (Джони не побоялся китча), Маурицио Кателлан, Керен Ситтер, Берлинда де Брукер, Харун Фароки, Ханс-Петер Фельдман, Фишли и Вайс, Катарина Фрич, Томас Хиршхорн, Карстен Хёллер, Рони Хорн, Хуан Юн Пин, Саня Ивекович, Майк Келли, Джефф Кунс (еще один рискованный выбор), Шерри Левин, Густав Метцгер (этот ветеран политического активизма только что получил премию и снова на коне), Рабия Мруэ, Брюс Науман, Тино Сегал, Синди Шерман, Хито Штейерль (абсолютная чемпионка по количеству участий в биеннале этой осенью), Артур Жмиевски. Представлен и исторический материал: Карл Андре, Ханс Беллмер, Джеймс Ли Байарс, Уолкер Эванс, Жан-Люк Годар, Эдвард и Нэнси Кинхольц (!), Конрад Клапхек (!!), Дитер Рот, Пол Тек и Энди Уорхол. Русских художников нет, из украинцев представлен Сергей Зарва.


Биеннале в Тайбэе, Тайвань
7 сентября — 14 ноября

Довольно типичная прогрессивная региональная биеннале с интернациональным акцентом. Кураторы Хонгджон Лин и Тирдад Жолгадр (последний получил большую известность своей выставкой современного арабского искусства) размышляют в пространстве на тему биеннального движения, политики искусства и способности искусства к саморефлексии. Биеннале-2010 отчасти продолжает биеннале-2008. Некоторые художники, уже выставлявшиеся в Тайбэе в 2008-м, были приглашены для участия в биеннале снова, чтобы попытаться критически осмыслить то, что было сделано ранее. Всего в биеннальной выставке принимают участие 24 художника. Среди них — Лара Альмарчеги, Марио Гарсиа Торрес, Алан Секула (классик-марксист встретится на многих биеннале в этом году), Кристиан Янковски, хорошо нам знакомая словенская группа ИРВИН, активистская группа SUPERFLEX и снова Хито Штейерль. Русских нет. После закрытия выставки к 2012 году предполагается реализовывать отдельные проекты с теми же художниками


1-я Уральская индустриальная биеннале, Екатеринбург
7 сентября — 10 октября

Кураторами биеннале под девизом «Ударники мобильных образов» выступили Екатерина Дёготь, Космин Костинас и Давид Рифф. Тема биеннале — постиндустриальные трансформации и их неолиберальное идеологическое обоснование (и вуалирование), строительство нового капитализма и участие в нем искусства — аналогичное участию раннего советского искусства в насильственном и драматичном строительстве социализма. Выставка ставит под вопрос биеннале как форму репрезентации, в ней есть исторический, внепрофессиональный и внехудожественный материал. Кураторы уделили особое внимание рефлексии индустриального способа производства искусства, в особом разделе представлен рассказ о том, каким образом работы были сделаны (часто по инструкциям художников). В списке участников такие важные и востребованные интернациональные фигуры, как Харун Фароки, Яэль Бартана, Хито Штейерль (мировая премьера ее нового фильма одновременно прошла в Тайбэе и Екатеринбурге), Гай Бен-Нер, Джимми Дурам, Илья и Эмилия Кабаковы (премьера перформанса), Линь Илинь, Рабия Мруэ, Андреас Сикман, Алисе Крайшер и Макс Хиндерер, Деймантас Наркявичюс, Цао Фэй, Кристиан Янковски; из российских участников — Ольга Чернышева, группа «Что делать?», Алексей Булдаков, Юрий Альберт, Андрей Монастырский, Женя Демина и другие. Помимо основного проекта у биеннале есть интернациональная программа спецпроектов в индустриальных зданиях, куратором которой выступила комиссар биеннале Алиса Прудникова.


5-я биеннале в Бусане, Южная Корея
11 сентября — 20 ноября

Художественный директор биеннале — независимый японский куратор Такаси Азумайя. Тема биеннале — «Жизнь в эволюции». Имеется в виду эволюция в двух системах координат: эволюция человечества и отдельной человеческой жизни. На сей раз имеется не несколько проектов, а один основной (в Бусанском музее) плюс экспозиция инсталляций в яхт-клубе и подобных местах. Среди участников основного проекта (более семидесяти художников) бросается в глаза имя давно покойного Давида Войнаровича, а также сверхэтаблированные фигуры Билла Виолы, Арнульфа Райнера, Катажины Козыры, Петра Укланского, Клода Левека, Кадера Аттиа. Но в целом мероприятие ориентировано на азиатский регион, в нем сильно преобладают художники (а также спикеры симпозиума) из Кореи и Японии. Русских нет. Отдельная выставка «Сейчас, азиатское искусство» полностью посвящена молодому искусству региона: она представляет произведения художников из Китая, Кореи и Японии.


3-я биеннале в Лодзи, Польша
11 сентября — 10 октября

Название главного проекта биеннале «От площади Свободы к площади Независимости» обыгрывает расположение главной улицы Лодзи между двумя площадями, но, конечно, имеет и политический смысл. Все выставочные площадки биеннале (их несколько десятков) сосредоточены вдоль улицы Пиотровска, самого длинного бульвара в Европе, и это публичное пространство трансформируется в своего рода открытую студию, все работы делаются специально для биеннале, на месте, в течение так называемых workshop days и с участием публики. Организатор биеннале — Художественный музей Лодзи. Биеннале продолжает и развивает идеи серии интернациональных выставок куратора и художника Рышарда Васко под названием «Незавершенное строительство» (Construction in Process), прошедших в 1980—1990-х годах в Польше и других странах. Первая нелегальная выставка «Незавершенное строительство» в 1981 году в Лодзи стала крупнейшей выставкой современного западного искусства в Восточной Европе.

В интернациональное жюри биеннале входили художник Мирослав Балка, директор Kunstwerke в Берлине Габриэле Хорн, кураторы Ханс Ульрих Обрист, Сабине Русс и Грегори Фольк, директор Художественного музея в Лодзи Ярослав Сухан, художник Рышард Васко и другие. Среди участников — хорошо известные Яэль Бартана, Тасита Дин, Цао Фей, Фабрис Ибер, Клеменс фон Ведемейер, Виа Левандовски, Дан Пержовски, Люк Туйманс. Из украинских художников представлен молодой Иван Базак, живущий в Европе, из белорусов — живущая там же в Европе Марина Напрушкина, а из России никого нет.


6-я биеннале в Ливерпуле, Великобритания
18 сентября — 28 ноября

Крупнейший по посещаемости международный фестиваль современного искусства в Великобритании, проводится в шестой раз с 1999 года. Ориентирован в основном на широкую публику, но порой представляет что-то интересное и для профессионалов. Биеннале состоит из целого созвездия различных проектов и делается коллективом корпоративных кураторов — руководителей ливерпульских художественных институций, фондов и галерей (исключением является куратор из Сиены Лоренцо Фузи, который отвечает за проекты на улице).

Название международной выставки Touched можно перевести как «тронутый» или «взволнованный», и оно напоминает о способности искусства воздействовать на зрителя, эмоциональному моменту уделяется особое внимание. У Touched пять основных выставочных площадок, одна из которых — Галерея Тэйт. Биеннале делает акцент на новые проекты, которые заказаны целому ряду художников, в списке — Роза Барба, Даница Дакич, Альфредо Джаар, Раймон Петтибон, Франц Вест и Гектор Замора (автор дирижаблей, которые были как-то показаны в московском «Гараже»). Эти работы показываются в основном в заброшенных складах или опустевших магазинах. Уже существующие (но никогда не демонстрировавшиеся в Великобритании) работы покажут, в частности, Отто Мюль и Магдалена Абаканович (инсталляция 1978—1980).

Наиболее интригующий проект биеннале — Rethinking Trade («Пересмотр понятия торговли») в двухсотметровой опустевшей витрине, в котором участвуют, в частности, Минерва Куэвас, Клегг & Гутман и Антон Видокле — Джульетта Аранда. В течение десяти месяцев работы биеннале будет проходить легендарный перформанс Тани Бругеры, в ходе которого двадцать кубинских художников будут воссоздавать хеппенинги Алана Капроу. Визуальный стиль биеннале впервые также поручен известному современному художнику — Карлосу Аморалесу.

В параллельной программе — выставка произведений финалистов премии Джона Муреса, совместный американо-британский проект S.Q.U.A.T. (искусство в заброшенных зданиях) и другие.

4-я биеннале в Пекине, Китай
20 сентября — 4 октября

Пекинская биеннале разительно отличается от мероприятий подобного рода, проходящих в других странах. Никаких кураторов-звезд и сложных манифестов, в центре внимания прежде всего традиционные виды изобразительного искусства — живопись и скульптура. В 2010 году в биеннале принимают участие художники из ста стран. Тема четвертой биеннале — «Забота об окружающей среде и существование человека». Выставка в китайском Художественном музее, одна из ключевых выставочных площадок, называется «Экология и отечество». Две специальные выставки представляют собирательные портреты современного искусства Австрии и Чили.



29-я биеннале в Сан-Паулу, Бразилия
25 сентября — 12 декабря

©  www.fbsp.org.br

Биеннале и ярмарки осени 2010 года

Одно из крупнейших культурных событий этого сезона, от этой выставки многого ждут. Биеннале в Сан-Паулу — вторая после Венецианской старейшая биеннале в мире. Проводится с 1951 года и всегда имеет социально-политический акцент. С этого года на биеннале отменены национальные представительства — как практика, не отражающая сложности перемещений и культурных влияний в современном мире. Круг поставленных проблем: искусство и политика, политика искусства, ответственность искусства. Девиз биеннале — «Всегда найдется чашка моря, чтобы уплыть», что намекает на проблеск политической надежды в бесчеловечном капиталистическом мире. На биеннале уже произошел политический скандал.

Курируют биеннале экономист и исследователь Моасир дос Аньос, критик Анальдо Фариас и группа приглашенных кураторов — Фернадо Авим (Ангола), Рина Карвайал (Венесуэла / США), Юко Хасегава (Япония), Сарат Махарадж (Южная Африка / Великобритания) и Чус Мартинес (Испания). Список художников очень внушительный: 160 человек из разных стран. Всем изучающим современное искусство следует заучить его наизусть, так как здесь есть практически все usual suspects современного прогрессивного искусства: Эрнаут Мик, Альфредо Джаар, Ай Вейвей, Алан Секула, Аллора и Кальцадилья, Анри Сала, Артур Жмиевски (куратор будущей Берлинской биеннале), Карлос Гараикоа, Давид Малкович, Деймантас Наркявичюс, Дора Гарсия, Эмили Ясир, Фиона Тан, Джереми Деллер, Джимми Дурам, Кендел Джирс, Кутлуг Атаман, Франсис Алюс, Манон де Бор, Марлен Дюма, Нэн Голдин, Raqs Media Collective, Тасита Дин, Яэль Бартана и Зарина Бхимджи. Здесь также классики политического искусства 70-х Адриан Пайпер, Нэнси Сперо, Густав Метцгер и просто классики Шанталь Аккерман, Дэвид Голдблатт, группа Архиграм, Хелио Ойтисика, Харун Фароки, Джозеф Кошут, Сильдо Мейерлес, Йонас Мекас и Жан-Люк Годар. Из русских представлен только Илья Кабаков.


Artforum Berlin, Германия
7—10 октября
Вернисаж — 6 октября

©  www.art-forum-berlin.com

Биеннале и ярмарки осени 2010 года

Количество галерей уменьшилось со 130 до 100, но говорят, что качество повысилось и ярмарка будет более интересная, особенно за счет раздела Focus (молодые галереи). Среди галерей, отобранных для ярмарки впервые, московская галерея «Ираги» (больше из русских галерей никто не участвует). Будет показано много солопроектов, что всегда очень полезно посмотреть. В частности, это персональные экспозиции Дагласа Гордона, Керен Ситтер, Анники Ларсон, Питера Вайбеля (между прочим, куратора следующей Московской биеннале) и других авторов.

Параллельно проходят, как это обычно бывает, более молодые ярмарки, например Preview Berlin в аэропорту Темпельхоф, со специальным акцентом на Восточную Европу (из России никого), а также выставки Брюса Наумана (в музее «Гамбургский вокзал»), бразильского искусства 1959—1964 годов (Академия художеств), Нэн Голдин (Berlinische Galerie), индийского видео (Deutsche Guggenheim) и выставка «Принцип Потоси» в Haus der Kulturen der Welt.


«Манифеста-8»: «В диалоге с Северной Африкой». Мурсия и Картахена, Испания
9 октября — 9 января 2011
Превью 7—8 октября


Одно из важнейших событий сезона, место встречи тех, кого интересуют новые тенденции и молодые художники. Каждые два года «Манифеста» меняет место своего проведения. В этом году биеннале перебралась на юг Испании, в города Мурсия и Картахена (множество площадок в каждом из этих городов). Новостью является то, что отныне «Манифесту» будут курировать коллективы, сейчас их три: «Александрийский форум современных искусств» (Египет), transit.org (Австрия, Чехия, Венгрия, Словакия) и «Палата общественных тайн» (Дания, Ливан, Великобритания, Италия). Ключевые вопросы, которые ставит биеннале: Европа в XXI веке, границы континента, взаимоотношения с соседями, культурные влияния, Европа и страны Магриба и т.п. В прошлые годы «Манифесту» в большей степени занимали проблемы взаимоотношений Запада и Востока (Западной и Восточной Европы), теперь же интерес сместился к оси Север — Юг. Около 85 процентов произведений были специально заказаны для биеннале. В списке художников, как обычно, перспективные молодые авторы. Из относительно известных художников, уже громко прозвучавших на других биеннале, здесь только Вилли Доэрти, Анн Вероника Янссен, Триш Вона-Митчел и Рути Села. Участвуют много коллективов и институций. Из русских только Александра Галкина, из бывших компатриотов — Баби Бадалов.


Ярмарка Frieze в Лондоне, Великобритания
14—17 октября
Превью 13 октября

©  Graham Carlow / Frieze Art Fair

Биеннале и ярмарки осени 2010 года

Классическое место встречи галеристов, коллекционеров, но также и кураторов, поскольку ярмарка предоставляет много информации. В планах — более 130 галерей-участниц и более 60 тысяч посетителей. Снова работает Frame — секция ярмарки, появившаяся в прошлом году. В этой секции новые галереи, существующие не более шести лет, представляют сольные экспозиции своих художников. Из российских галерей, как обычно, «Риджина» и XL (в основной программе).

Frieze Talks — дискуссии на разнообразные темы, связанные с актуальным искусством, в этом году выступают в основном художники (Сьюзан Хиллер, Вольфганг Тильманс, Томас Деманд, Паулина Оловска, Джереми Деллер среди прочих, а также Джули Олт, основатель легендарной группы Group Material). В рамках Frieze Music — выступления Hercules and Love, Telepathe и других. Frieze Projects — это девять проектов, сделанных специально для ярмарки: Джеффри Валланс, с вызовом духов известных художников; Мэтью Дербишир, с билетным тентом, стилизованным под дизайнерский concept store; Эи Аракава и Карл Холмквист, с проектом «Парк поэзии». За десятый проект отвечает лауреат премии Картье этого года Саймон Фуживара. На территории ярмарки он устроит раскопки «потерянного» древнего города, когда-то якобы являвшегося центром искусства и торговли.

Frieze Projects, Frieze Music, Frieze Film в этом году курирует Сара Маккрори из лондонской галереи Studio Voltaire. В 2009-м она отвечала за дебют новой секции Frame.
Параллельно в городе проходит много разных выставок, в том числе номинантов премии Тернера. В Турбинном зале Галереи Тэйт на сей раз Ай Вэйвэй, в Whitechapel — большая выставка одного из наших любимых художников Валида Раада (Atlas Group), в Hayward — выставка Move: Choreographing You, посвященная связи современного искусства и танца. Павильон Serpentine gallery, обновляющийся каждый год, на сей раз построил Жан Нувель. В ICA продолжается выставка группы «Что делать?».


Ярмарка FIAC в Париже, Франция
21 октября — 24 октября
Превью 19 и 20 октября


Одна из крупнейших ярмарок современного и актуального искусства, в последнее время соперничающая с Frieze и в основном проигрывающая. В ярмарке примут участие 194 галереи из 24 стран. 77 галерей представляют Францию, по 22 Германию и США. 63 галереи вернулись на FIAC после перерыва или участвуют в ярмарке впервые. Из российских галерей участвует только галерея М&Ю Гельман.

Основные площадки — выставочный зал Grand Palais и квадратный двор Лувра. В Тюильри совместная с Лувром уличная программа, включающая монументальную скульптуру, видео, перформансы и инсталляции, в том числе новые работы таких художников, как Аллора и Кальцадилья (будут представлять США на следующей Венецианской биеннале), Марк Дион, Субодх Гупта, Томас Хузеаго, Йонатан Мезе, Уго Рондиноне. Все это новые работы. В Тюильри будет также построен специальный кинотеатр Cinephemeres. Монографические стенды на ярмарке — Яои Кусама в Victoria Miro (Лондон), Алигьеро Боэтти в Barbara Gladstone (Нью-Йорк), Адель Абдессемед в David Zwirner (Нью-Йорк), в Claudine Papillon (Париж) проект Майкла Крейг-Мартина. В Palais de Tokyo откроется выставка Кэрол Бове, выигравшей в прошлом году премию Галереи Лафайет, а в Центре Помпиду выставляют прошлогоднего победителя национальной французской премии Марселя Дюшана Саадана Афифа. Там же — Арман и Габриэль Орозко. В Национальной галерее Большого дворца — Клод Моне, в Версале — Такаши Мураками. Одновременно с FIAC — ярмарки Slick, Show Off, Art Elysées, Cutlog. В Лувре одновременно должна проходить выставка русского искусства (открытие 14 октября), но с ней в связи со скандалом из-за работ Тер-Оганьяна пока ничего не ясно.


8-я биеннале в Шанхае, Китай
24 октября — 28 февраля 2011
Открытие 23 октября

©  www.shanghaibiennale.com

Биеннале и ярмарки осени 2010 года

Тема биеннале — «Репетиция». Биеннале проходит в стенах Шанхайского художественного музея, кураторы — Фан Ди Ан, Ли Лей, Гао Шаймин. С лета до октября действовала подготовительная программа биеннале, в октябре начнется основная «репетиционная» фаза. Информации о конкретных проектах и художниках пока нет. Известно только о совместном проекте «Тропа Хо Ши Мина» с галереей Long March Project (Пекин) и сотрудничестве с нью-йоркской биеннале перформанса Performa и европейской биеннале «Манифеста».


2-й исследовательский конгресс «Бывший Запад» (Former West). «О горизонтах: искусство и политическое воображение». Стамбульский технический университет, Стамбул, Турция
4—6 ноября

Не биеннале и не ярмарка, но все же мы решили включить это событие также и сюда. Часть большого исследовательского проекта, имеющего отношение к России. Первый конгресс прошел в Эйндховене (Голландия) весной этого года. Тема проекта: как политические и экономические изменения после 1989 гола повлияли не только на так называемый «бывший Восток», но и на Запад. Конгресс посвящен теме горизонта, то есть будущего. Устроители спрашивают: «Если считать, что либеральная демократия практически везде победила, как можно воображать и осуществлять будущее, где поместить новый горизонт?» Выступают среди прочих художник Джулия Олт (см. выше про Frieze), теоретик и критик Борис Буден, философ и писатель Питер Осборн, куратор и критик Саймон Шейх, куратор Лизет Ланьядо, куратор и эссеист Васиф Кортун. 6 ноября, в завершающий день, говорят политический теоретик Эрнесто Лакло, кинорежиссер и художник Хито Штейерль и другие. Необходимо зарегистрироваться до 3 октября: форму можно получить здесь, и ее нужно послать на info@formerwest.org.


14-я ярмарка Paris Photo в Париже, Франция
18—21 ноября
Вернисаж 17 ноября

©  Ministère de la Culture - Médiathèque du Patrimoine, Dist. RMN

Ярмарка «Paris Photo». Андре Кертеш. Элизабет и я. 1931

Ярмарка «Paris Photo». Андре Кертеш. Элизабет и я. 1931

В центре внимания ежегодной фотоярмарки — Центральная Европа. Пресс-релиз обещает произведения более чем девяноста чешских, венгерских, польских, словацких и словенских фотохудожников, начиная с 1920-х годов и заканчивая послевоенным периодом (интересно, что Балканы, не говоря уже, например, об Украине или, с другой стороны, Австрии, из понятия «Центральная Европа» исключены — естественно, по политическим мотивам). Выставку «Время перехода: Видеоарт из Центральной Европы» курируют Рита Калман и Тияна Степанович (Будапешт). В секции Statement — восемь галерей из стран Центральной Европы, выставляющих художников в начальной фазе их карьеры. Куратор — Наташа Петрешин-Башелец (Любляна/Париж). На ноябрь попадает и биеннале «Месяц фотографии», а также ряд выставок параллельной программы (например, экспозиция Андре Кертеша в музее Jeu de Paume).


Арт-Базель Майами-Бич, США
2—5 декабря
Превью 1 декабря

©  Feuer Gallary, New York / Art Basel Miami Beach

Арт Базель / Майами-бич. Dasha Shishkin. Urge in an Icebox. 2010

Арт Базель / Майами-бич. Dasha Shishkin. Urge in an Icebox. 2010

Крупнейшая ярмарка искусства XX и XXI века на Американском континенте, младшая сестра европейского Арт-Базеля, в этом году проводится в девятый раз. Арт-Базель в цифрах — это более 250 галерей из 29 стран и более 40 тысяч посетителей. Выставки галерей — участниц ярмарки: Art Public (паблик-арт в окрестностях ярмарки), Art Kabinett (мини-выставки на стендах галерей), Art Video (видеоарт). Вечера на набережной Oceanfront будут посвящены четырем городам — Берлину, Детройту, Глазго и Мехико. В рамках программы «Арт-кино» — демонстрация фильма «Страна отходов» Вика Мюница. В это же время в Майами, как обычно, несколько более молодых и доступных ярмарок, ярмарка дизайна Design Miami, выставки в музеях и галереях, открытые для осмотра личные коллекции нескольких крупных коллекционеров. Специальной русской выставочной программы в этом году нет. В основной ярмарке участвуют галереи «Риджина» и XL.

 

openspace.ru